Мауриц  Эшер.

 Невероятная сторона очевидного.

 

 

«Я считаю свою работу самой красивой и самой безобразной»

М.К.Эшер

 

      Непостижимость Мира человеческим разумом,  доказывалась испокон веков людьми, которые иначе смотрели на привычный мир. То, что сейчас очевидно, когда-то было фантастикой. Великих учёных, художников, называют гениями, только потому, что они  видят эту  непостижимость,  показывают её,  и в который  раз доказывают людям, как ограниченно их  представление о Мироздании. Нам  сейчас даже трудно представить, что раньше люди мир представляли плоским. Хотя и сейчас это утверждение правдивое, если посмотреть на дорогу от дома  до  ближайшего магазина. А если эту дорогу мысленно провести дальше, ну, куда-нибудь в Европу, то эта дорога окажется не прямой, а кривой, с точки зрения геометрии. Так же и наша жизнь, мы видим её только от точки рождения, до точки умирания, в виде прямой - «от дома до магазина». А может быть эта дорога имеет продолжение,  может быть она не короткая, а длинная, и не  в виде прямой, а  в каком то другом виде, и продолжается после смерти? Наш разум и воображение ограничены, и мы не можем провести линию в ту реальность, которою не видим, и не можем увидеть.  Это могут только великие учёные и  великие художники! 

     Первым, кто приходит на ум, из художников, - это Мауриц Корнелис Эшер, - Великий художник, гениальный график! (17 июня 1898. – 27 марта 1972. Голландия.) Всё что я видел из работ  Маурица  Эшера, всегда поражало. Поражало простотой изобразительных средств и непостижимостью всего того, что нарисовано.

 

 

     Вот графическое изображёние лужи («Лужа».1952.), на песчаной дороге,  а в ней отражение деревьев. Всё просто и реалистично. Но именно взгляд художника, на эту банальность, заставляет увидеть нечто большее. Как правило, мы это не осознаём разумом, мы видим и воспринимаем это эмоционально. В нас включается какой-то тумблер, и реальность становится нереальностью, физика -  метафизикой. В одной плоскости две стихии: земля и небо. В одной точке пересекаются две реальности. Это не классическое изображение на картине:  дороги, деревьев, неба, луны, и лужи на дороге, а всё вместе разом и в одной точке. Это универсальная формула бытия: ничто не конечно; одно переходит в другое; в одном - находится ВСЁ, и ВСЁ – находится в одном. Об этом в своих работах, конечно, говорили многие художники, но именно Эшер, с помощью реалистического изображения нереального, убедительней всех заявил об этом в своём творчестве. Гениальность Эшера в том,  что он, не прибегая к сюрреализму, именно с помощью реализма показал невероятную сторону очевидного: очевидного и невероятного.     

 

 

      В конце девятнадцатого века другой гений – учёный Никола Тесла (10 июля 1856.– 07 января 1943. Югославия.) показывал миру не менее фантастические картины, чем картины  Маурица  Эшера, по передаче энергии, без помощи проводов, «а просто так, по воздуху».  Это было непостижимо – моментальная передача информации из одной точки земного шара в другую.  Для современников это было более фантастичным, чем для нас сейчас жизнь после смерти. Но прошло время, - и радио, и телевидение, и уж тем более мобильная связь, для восприятия  потребителя, стали такими же привычными, как и электричество. Раньше люди о нереальных возможностях  электричества, даже и подумать не могли; а сейчас даже не задумываются о фантастике, которой пользуются. А всё благодаря  гению Тесла, тайны которого (некоторые) до сих пор не до конца  раскрыты!

 

    Так и тайны Эшера, будут ещё долго и долго раскрываться. Кстати, внешне, на мой взгляд, Тесла и Эшер,  очень похожи, особенно в почтенном возрасте.

 

 

     Метаморфозы в работах Эшера непостижимы, хоть и очевидны. Очертания птиц, являются в то же время  и очертанием  рыб. («Небо и вода» 1938.) Есть чёткие границы перехода одной сущности в другую. Хотя каждая сущность является частью сущности другой самостоятельной величины. Как это себе можно было вообразить? («Мозаика I» 1951.)  Непонятно! Очень напоминает палиндром – стихотворение в одну строчку, которое читается  одинаково как в одну сторону - слева направо, так и в другую сторону - справа налево: «знамо даже у ежа дома нз». Придумать такое самому, лично для меня,  – нереально. А читаешь, вроде так просто. Так же и графика Маурица Эшера: нереальное реально!

 

      Особенно это: нереальное –  реально!  поражает в Невозможных сооружениях: «Бельведер»; «Вверх и вниз»; «Водопад». Действительность с определённого угла зрения, с одной, исключительной точки. Именно с этой одной единственной точки обзора мы видим фантастическую реальность. Чуть-чуть изменить угол обзора, и видно, что эта стройная картина состоит из множества несвязанных между собой элементов, которые вместе создают иллюзию.

   Как  в жизни. Мы видим иллюзию, если смотрим  на что-то под определённым углом зрения. Эта иллюзия состоит из множества иногда не связанных между собой явлений, которые под определённым углом зрения фокусируются в  реальность. И нам кажется,  что эта «реальность» истинна. А это обман! (Например: политика, эстрада, театр …да что угодно!) А может быть и наоборот, обман является реальностью.

 

    Во многих работах Эшера можно видеть ЗакольцованностьРептилии»1943.) . Тот же самый палиндромон,  только во времени. Это когда явление, событие движется по бесконечному кругу; когда оно закольцовано, завязано в узел... Самый простой, для понимания, пример этого явления, это детский стишок: «У попа была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса. Он её убил. Поймал, поймал, повесил, и надпись написал, что: У попа была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса. Он её убил. Поймал, поймал, повесил, и надпись написал, что: У попа была собака…» И так до бесконечности! И именно  это  явление Эшер показал, нарисовал.

 

   Закольцованность! То с чем мы периодически сталкиваемся, появилось. Это явление  получило реальное воплощение в рисунке.  В жизни это «сосканировать» достаточно сложно. («Рисующие руки»1948.) Как магнитные поля, как электричество…Чаще всего это явление – Закольцованность, можно наблюдать во сне. Когда в одном сне мы видим другой сон…Словами это объяснить, сложно, - Эшер это нарисовал!   Что это такое, какова природа этого временного палиндрома, тема отдельного исследования  (Частично эту тему: круга, кольца,  я затронул в своей работе «Куриные плоды», выведя «Куриный Код»…). Но то, что  Закольцованность  есть, и не только ты  лично, а кто-то  ещё её видит, сейчас  это уже очевидно всем. Как  многим понятно, что такое дежавю.

   Есть небольшой фильм: «Узел Эшера» («El nudo de Escher») ,  хорошо иллюстрирующий это явление. 

 

 

    Картины Маурица  Эшера можно  рассматривать и изучать бесконечно. К сожалению их не так много, как бы того хотелось. Каждая из его работ - это бесконечность, вселенная, которая  ещё и ещё раз подтверждает что:  Непостижимость Мира человеческим разумом,  доказывалась испокон веков людьми, которые иначе смотрели на привычный мир. То, что сейчас очевидно, когда-то было фантастикой. Великих учёных, художников, называют гениями, только потому, что они  видят эту  непостижимость,  показывают её,  и в который  раз доказывают людям, как ограниченно их  представление о Мироздании. Нам  сейчас даже трудно представить, что раньше люди мир представляли плоским….

 

Февраль  2012.  Белкин Евгений.

 

Назад (раздел Слова)

Главная

 

 

Гостевая

Блог


Яндекс.Метрика

 

Мой Парус

 

 

Мой Парус