рассказ «Технический Осмотр» . автор Е.Белкин

 

 

 

 

 

«Технический Осмотр».

Рассказ.

 

Автор Белкин Евгений

  ( Глава из  повести  «Железо».)

  Глава 10.   ГАИ.

 

        Кто когда-нибудь в ГАИ, снимал или ставил автомобиль на учёт, представляют себе эту бездушную атмосферу государственного учреждения. Вот где предоставление услуг в «чистом виде» от сотрудников ГАИ, возведено в абсолют! Буквально, механически: обработал документ -  получил галочку, «палку»  в зачёт!  Где главная функция, - не помочь человеку,  а выполнить инструкцию, доведена до совершенства!  Где услуга, другое название – возмездная помощь, становится не помощью, а возмездием!  Возмездием за то, что ты живёшь, в своей стране, и являешься её гражданином;  за то, что хоть что-то имеешь;  и в конечном итоге, по-большому счёту, за то, что в общении между людьми, всё меньше становится душевности,  а больше меркантильности…

 

    Граждане, припарковав где-нибудь рядом с ГАИ свои автомобили, в государственное учреждение не входят, а вбегают. В руках папки с документами, в глазах вопрос – куда бежать? Все знают, что снятие или постановка автомобиля в ГАИ, на учёт,  процедура длительная и мучительная. Что на это может уйти много времени, - день, два, а иногда три! Поэтому люди готовы к чему угодно. Они  возбуждены и взвинчены. И только сотрудники ГАИ, спокойны и никуда не торопятся. Их  зарплата никак не зависит от количества граждан, которых они обслужат.  Про миссию, о том, что надо ближнему помогать, в инструкции вообще ничего не сказано, а деньги, в соответствии с окладом, и так заплатят. Есть, конечно, ещё «что-то», что заставляет сотрудников ГАИ,  проявлять чудеса расторопности. Но это уже относится к статьям другой книги.

  

     Как правило, люди не часто меняют автомобили, наверно, раз в три, пять лет. И если ты хоть когда-то здесь был, то со временем многое  забывается, и ты заново, с новым чувством проходишь весь этот кошмар. А если ты здесь  впервые, и без опытного помощника, то всё это можно сравнить с блужданием по лабиринту.  Где по ходу движения тебе предлагают решать ещё и  ряд сложных  головоломок.  Где, уже вроде нашёл все ответы, и уже видишь выход, но тебе спокойным голосом дают новое задание  и ты снова, с клокочущим сердцем бежишь и едешь не весть куда. 

 

         Те, кто никогда не сталкивался с работой ГАИ, да и любых других государственных учреждений, скажут, что я это всё придумываю и несправедливо накручиваю. Поэтому, считаю, что весь этот процесс необходимо описать чуть подробней. Не для инструкции, как проходить регистрацию  и ТО, а в большей степени,  для истории.  А вдруг, в нашей стране всё изменится, и «возмездие» постановки на учёт, навсегда уйдёт из нашей жизни. Вдруг отменят главный показатель качества работы милиции  – количество «палок», поставленных  гражданам. Вдруг  поменяется отношение чиновников  к людям  во всех учреждениях нашей страны.

    

     ГАИ имеет сложный график обслуживания посетителей. В какие-то дни работает, с двух часов дня  до девяти вечера, но,  как правило, с  9  до  18, и с обязательным  часовым перерывом на обед. Понедельник - выходной.

    До открытия ГАИ, перед входом в учреждение выстраивается очередь. Если ты придёшь за час до открытия, и  тебе повезёт, то в этот день перед тобой будет человек 20. Очередь начинают занимать с 6 утра, а то и раньше. Для  большего спокойствия  граждане, переписывают очередь на бумажку. Ближе к началу работы, люди всё плотней и плотней распластываются перед заветной дверью. На  приходящих на работу сотрудников ГАИ смотрят как на богов. Перед ними  расступается очередь, и они спокойно и даже скромно проходят, как бы говоря: «Да, мы простые и скромные люди, не осуждайте нас…», и двери снова закрываются. Зимой, когда мороз, люди бегают греться в свои автомобили. Но не на долго, - боятся потерять очередь.  И снова подходят к алюминиевым дверям со стеклом.

     Но вот начало работы. Толпа вбегает в помещение, и мечется перед несколькими окошками. Люди рассредоточиваются, и в соответствии с бумажкой, которую заполняли перед входом,  встают в новую очередь. Это первичная очередь в самом ГАИ, для получения Заявления. Сотрудник в окошке, как правило, какой-нибудь  офицер милиции, принимает кучу твоих документов. Проверяет, всё ли в порядке, и только после этого даёт специальный бланк - Заявление. Это «черновое» заявление. Его надо правильно заполнить, вписать свои паспортные данные;  данные об автомобиле,  о страховке. Важно не ошибиться. Потом с кучей этих бумаг надо встать в очередь на сдачу документов.

      Будет очень обидно, если выяснится, что ты забыл оплатить квитанцию за постановку на учёт, или прохождение осмотра, или налог на транспорт, или за что-то  там ещё. Тогда надо переписывать со стендов  двадцатизначные числа кодов, всяких там БИКов  и ИННов, назначение платежа, и ехать в Сберкассу. Сейчас кое-где появились терминалы для оплаты, а тогда, в девяностые годы, надо было искать в окрестностях какую-нибудь Сберкассу. Надо было ехать, брать в Сберкассе квитанции, аккуратно их заполнять. А время движется к обеду, и тебя немного лихорадит, но ничего, надо взять себя в руки, и заполнить все эти дьявольские квитанции. Несколько раз их испортить, отстоять длиннющую очередь вместе с людьми, которые тоже чего-то оплачивают, как правило, кварплату. Оплатить.  Снова вскочить в машину, примчаться в ГАИ, попасть в обед. Выругаться в сердцах на всю эту организацию трёхэтажным матом, снова встать в параллельную очередь, потрясая перед всеми бумагами, и заявляя, что ты здесь уже с 6 утра, и отъезжал оплачивать квитанции. Видя твоё нервное и решительное  лицо, люди могут промолчать, а могут и послать … в конец основной  очереди.

     Наконец, когда ты сдашь все эти документы офицеру, можно будет перевести дух. Твои бумажки положат в стопку для обработки. Придётся час или два подождать. Сделав, какие-то там загадочные манипуляции, заведя все твои данные в «компьютер», и распечатав новое, теперь уже главное заявление, по громкой связи должны объявить твою фамилию. Когда её объявят, никто не знает, поэтому все стараются не отходить, в туалет или покурить. Ждут!

     Но вот, наконец, твою фамилию объявляют по громкоговорителю, ты подходишь к окошку. Окружающие смотрят на тебя с уважением. Берёшь всю эту кипу документов, и теперь надо ехать на осмотр.

      

    Площадка для осмотра транспорта находится в этом же районе, но в нескольких кварталах от  самого ГАИ. Если ты на неё едешь впервые, то обязательно, с первого раза, не найдёшь. Указатели хоть и есть, но со временем  они как-то обветшали, или вообще стали показывать в другую сторону. По ним сориентироваться не просто, и покататься по незнакомому району, наверняка придётся. Но вот, наконец, площадка найдена! Здесь тоже очередь, только уже из автомобилей. Пристраиваешься в хвост, и ждёшь.

     В очереди, с  утра,   здесь также те, кто вчера не успели пройти осмотр. Поэтому машин больше, чем количество людей, которые были перед тобой в ГАИ. Если слякотная погода, за время ожидания желательно стереть грязь с автомобиля – гаишники не любят грязные машины, и  грязный автомобиль могут завернуть. По мере приближения к  смотровой площадке, очередь расползается по  колоннам, как правило, по количеству инспекторов, которые производят осмотр. Волнение усиливается. Ещё раз проверяешь аптечку,  буксировочный трос, знак аварийной остановки, конечно, - огнетушитель.

     Но вот, наконец, после нескольких часов ожидания, твоя очередь. После всех этих стояний и беганий, ты кроток как пионер, готовый на всё, шёлковый и подобострастный. Ты смотришь на инспектора с уважением и страхом. Вдруг гражданин начальник тебя завернет? А инспектор это, разумеется, чувствует, и ведёт себя хоть и корректно, но как хозяин.

   «Так, давайте документы – говорит он, - Вы владелец?»  Такое впечатление, что он проверяет,  на какой стадии нервного срыва ты находишься, и  насколько дееспособен.

      Сначала он проверит VIN код в документах, в автомобиле. Если автомобиль новый, то это просто. Двигатель не успел закоптиться и покрыться грязью, - найти не сложно. А если автомобиль не новый, какой-нибудь пятилетка, то прочитать номер двигателя бывает не просто. На некоторых автомобилях он находится в таком месте, что без специальных средств его нельзя увидеть. Инспектор, заводит в пространство рядом с двигателем, куда-то в самый низ, специальное зеркальце на длинной ручке, и недовольно говорит: «А двигатель, что, я протирать буду? Как я номер буду читать, он весь в грязи». И  ты с виноватым видом глядишь на то место, на которое он указывает, где под слоем  масляной грязи должен находиться номер двигателя. Ничего не видишь. Лезешь рукой с тряпкой в глубь моторного отсека, трёшь место, которое тебе показал инспектор, действительно оттираешь номер.  Разумеется, весь перепачкаешься.  И вновь  предоставляешь инспектору  возможность прочитать номер двигателя твоего автомобиля, моля Бога, что бы с номером было всё нормально. Если номер «проржавеет», или у инспектора возникнут подозрения, что номер «перебит»,  то считай, что тебе крупно не повезло! Автомобиль могут забрать на экспертизу, которая может продолжаться до трёх месяцев. А в результате может выясниться, что всё нормально и криминала нет.

     Потом инспектор будет сверять номер кузова машины  с данными в  ПТС. Где этот номер на кузове, ты тоже можешь не знать. Производители их ставят также в самых неожиданных местах. Но здесь проще. Как правило, этот номер находится где-нибудь в салоне, под какой-нибудь пластмассовой накладкой, и инспектор сам подскажет тебе, где надо отверткой подцепить.

   Если с номерами двигателя и кузова всё в порядке, то начинается следующие испытание. Проверка технических характеристик транспортного средства.

      

     Инспектор проверит работоспособность габаритных огней, и прочего освещения. Ты находишься в салоне и по его команде включаешь разные лампы. Бывают курьёзы. Например, инспектор заподозрит, что противотуманные фонари твоего автомобиля «не выставлены», и отправит тебя  их «выставлять», то есть регулировать угол  наклона  пучка света этих фар. Не буду говорить, что надо ехать в сервис, объяснять эту проблему механику, видеть его удивлённое лицо, и слышать в ответ, что на твоём автомобиле противотуманки вообще не регулируются. В общем, когда через день ты снова приедешь, отстояв всю эту очередь снова, и после повторной проверки инспектором противотуманных фар, услышишь от него: «Ну вот, теперь нормально…», но при этом ты до этого  ничего не «выставлял», потому что выставлять то нечего,  то ты будешь просто изумлен. Но своего изумления не покажешь, потому что испытания ещё не кончились.

     Проверка ручного тормоза. Тебе предложат заехать на металлическую эстокаду, с углом наклона, примерно  35 градусов, а то и все 45. Тебя будет лихорадить, трясти от страха, не попасть в  узкие  полозья,  этой адской конструкции, сваренной из металлического профиля. Попав,  наконец, в направляющие, и поддав по газам, ты въедешь на эту горку, так, что бы весь автомобиль оставался на полозьях. Инспектор скомандует, приложив  ладонь ко рту рупором, чтоб тебе было хорошо слышно: «Ставьте на ручник. Снимите ногу с педали тормоза». Если автомобиль не скатится, то у тебя ручник исправный. И ты поймёшь, что такое  счастье! Потому что вся эта операция,  доступна исключительно тренированному человеку, который целый день только и заезжает на такие горки.

    При проверке  буксировочного троса, сигнала аварийной остановки, огнетушителя и аптечки, тоже могут возникнуть проблемы. Может выясниться, что у тебя огнетушитель не той конструкции, или не достаточного объёма. В аптечке может оказаться просроченный йод или валидол. Если зима, а ты на шипованной резине, и у тебя нет на заднем стекле наклейки с обозначением шипы, и как назло, во всех ближайших магазинах закончились эти проклятые наклейки, то беда. Если на автомобиле повреждение «лакокрасочного покрытия», ну где-то что-то немного проржавеет, и это видно, или крупная царапина, не говоря уже про вмятины, то тоже, беда. Сколько раз Боря видел плачущих пенсионеров, которых гаишники «заворачивали» с ржавчиной  на крыльях или порогах. Старики неоднократно подмазывали крылья своих  двадцатилетних «копеек», но подлая РЖАВЧИНА, как назло, вновь и вновь проявлялась в самый неподходящий момент. И  ТО (технический осмотр), просто так, даже этим нищим старикам, которые только и используют автомобиль, когда ездят на свою дачу за двести километров от города, пройти не возможно. Скольких эти ТО загнали в могилы! Для любого человека  этот  Осмотр – самое серьёзное потрясение в году, которое можно сравнить с  карой,  наказанием. Это буквально, - возмездие за свой счёт! 

 

        Можно долго перечислять недостатки, которые у тебя  могут обнаружить, и   которые заставят тебя вновь и вновь  с поклоном возвращаться  в ГАИ.  И тем обидней видеть, как рядом, по улицам города едут такие ржавые и раздолбанные  «чахотки», такой хлам,  в таком непотребном виде, что возникает вопрос, а  эти-то как  проходят ТО?       

     Как правило, эти автомобили - те же самые  «копейки», или «четвёрки», как у наших пенсионеров. Но как же они чадят, и портят воздух! Редкий пешеход не бросит взгляд на этот  двигающейся мусор. Из  открытых окон, этих «лимузинов»,  выглядывают неместные  лица,  и  в любое время года  звучит музыка на восточный манер.  И, разумеется, гружены они так, овощами и фруктами в салоне, и мешками на багажнике, что чуть ли не брюхом ползут по  дороге.  Видя  всё это, не возможно не задать вопрос!

     Почему наших пенсионеров и обычных граждан заворачивают, а эти негоцианты гордо коптят  небо наших городов, и им хоть бы хны!?  Где все эти поборники строгого ТО, принципиальные стражи безопасности дорожного движения? Что случилось с  потомками железного Феликса Дзержинского; с людьми, которые имели пламенный мотор вместо сердца, и из которых, как говорил поэт, надо было делать гвозди, настолько они железные? 

     Всё дело, наверно, именно в железе. Человек должен иметь не «пламенный мотор», как у машины, а трепетное живое сердце, которое может сочувствовать и переживать, жалеть и любить. У железа нет совести, железо может только ржаветь! И со временем железная несгибаемость, уступает место  продажности, которая как РЖАВЧИНА пропитала  весь железный  каркас  нашего общества.  

       

     После осмотра автомобиля на Смотровой площадке, и получения Технического талона надо обратно ехать в ГАИ. Здесь ты снова отстоишь  очередь,  снова сдашь в окошко документы с отметками инспекторов  о том, что с автомобилем всё в порядке, что все номера совпадают, что йод не просрочен, что есть знак аварийной остановки, и  медицинская справка.…И через час, в зависимости от потребности, либо получишь новенькие номера; либо, сдав старые, получишь новые транзитные.

 

      Боря настолько хорошо знал, все эти особенности ГАИ, за долгие годы работы, что для него все эти «испытания», потеряли остроту и стали просто рутиной. Он знал, когда лучше подъехать, знал некоторых сотрудников ГАИ, практически всех  «жучков» - посредников, через которых можно было «решать вопросы». Когда совсем не было времени, и затраты на взятку были оправданы, прибегал к их услугам. Но чаще всего обходился своими силами. В нем сочетались не сочетаемые черты характера. С одной стороны он был педантичным евреем, расставляющим всё по полочкам, и до бешенства требующий порядка, а с другой  стороны был охламоном, рубахой парнем, который мог находить общий язык с любым, даже с самым отъявленным негодяем. С одной стороны он был прижимистым до скупости, а с другой, -  щедрым  до великодушия. То он играл, и притворялся, а то был искренним. Словно у Бори был какой-то тумблер, который переключался при необходимости, и включал фильтр, который защищал его душу от перегрузки. Это и позволяло ему легко ладить с людьми и быть в самой недоброжелательной среде, такой как государственное учреждение, как рыба в воде.

      Сегодня Боря машину снял с учёта, как говорится, со свистом.


Технический Осмотр

 

© Белкин Евгений.  2013.

 

Глава 10 .    повесть   «Железо».  ©   Белкин Евгений.  2013.

 

Назад (раздел Слова)

Назад (страница автора)

Главная

 

Гостевая

Блог



Яндекс.Метрика

Мой Парус